К чистым прудам…

Жара этим летом периодически возвращалась в город, и мы искали спасительной прохлады. Шли на берега рек, к водоемам, где среди густой зелени деревьев живут своей безмятежной жизнью пруды и озера.
Жара этим летом периодически возвращалась в город, и мы искали спасительной прохлады. Шли на берега рек, к водоемам, где среди густой зелени деревьев живут своей безмятежной жизнью пруды и озера.
Таких чудесных уголков у нас десятки – Долгое в Нижегородке, Теплое – в Инорсе, Кустаревское в Деме, Солдатское в парке имени Якутова. Мы совершили небольшой экскурс по этим водоемам и начали его с Демы.
Утиный приют 
А знаете ли вы, что сохранились древние записи башкир, где эта река зовется Кук-идель, то есть синяя река? Ак-идель – Белая, Кара-идель –Уфимка – черная река. Сегодня мало кто из уфимцев это знает.
Не доезжая до железнодорожных путей вдоль улицы Демьяна Бедного, с юга на север тянется Кустаревское озеро, в прошлом - старица Демы. Оно довольно протяженное – 4 километра. Сейчас на одном берегу идет строительство нового жилого квартала Яркий, а в другой - упираются огороды частного сектора. 
- Здесь давно никто не купается, озеро стало диким, а когда-то мы здесь устраивали соревнования по плаванию, - рассказывает коренная демчанка Таскира Атнабаева. – В 90-х годах вода поднялась, и озеро перестало быть привлекательным для отдыха. 
Но в перспективе здесь вскоре все изменится - строители планируют обустроить зону отдыха, сделать набережную, где разместится байдарочный клуб. Сейчас демчане отдыхают на Глубоком, где оборудован пляж, можно полежать на чистом песочке или в шезлонге, а от зноя спрятаться под зонтиками. 
Хорошо, когда водоем рядом с домом. И можно было бы позавидовать жителям Нижегородки - озеро Долгое (старица Белой) затерялось среди жилых домов. 
Окруженное зелеными великанами-тополями, оно привлекательно для отдыха. Мостик, перекинутый через водную гладь, соединяет две улицы - Болотную и Заозерную. Нижегородцы любят посидеть на бережку и даже порыбачить. 
- Только купаться здесь категорически нельзя. Озеро загрязнено бытовыми отходами, - рассказывает жительница Нижегородки Алина Хаернасова. - Периодически волонтеры чистят его, убирают мусор, но все, увы, повторяется. 
Не жалеют свою старицу жители этой уфимской окраины. А может, в центре менталитет горожан другой? Мы отправились к небольшому водоему в лесном массиве, что находится справа от улицы Сагита Агиша.
Небольшое озерцо известно уже несколько лет нашедшими здесь приют уточками и стало для молодых романтическим местом встреч. Здесь бьет родник, и жители приходят сюда за водой. В фенольную эпопею приезжали чуть ли не со всего города с большими флягами. Целое семейство серых шеек мирно соседствует с людьми, которые их подкармливают. 
- Озеро было на грани высыхания. Но провели рекреационные работы, почистили его, теперь оно привлекательно не только для горожан, но и для пернатых, - рассказывают работники коммунальной сферы администрации Советского района. 
Почему же не сделать такие природные водоемы привлекательным местом отдыха в остальных микрорайонах Уфы?
- Проблема упирается в наше законодательство, - говорит начальник Управления гражданской защиты администрации города Александр Сопин.
- Все дело в том, что все водоемы - федеральная собственность, и непосредственно вкладывать средства из городского бюджета в их обустройство достаточно сложно. 20 метров от уреза воды - тоже федеральная собственность, дальше – земли республики, и только затем городские. Когда будут внесены изменения в законодательство (такая инициатива уже поступила от депутатов всех уровней) о четкой градации, где федеральный водный объект, а где республиканский и муниципальный, тогда город сможет облагораживать свою территорию. Вопрос статуса очень важен. Словом, содержание водоемов – вопрос правовых коллизий. 
С этим утверждением трудно спорить. Но давайте вернемся к вандалам.
Погибающая красота
Вопрос - кто же загрязняет - скорее всего риторический. Очевидно, те, кто живет рядом, и приходит сюда отдыхать. Конечно, периодически волонтеры производят очистку прудов, вывозят десятки КамАЗов мусора, дайверы проводят благотворительные акции - вычищают дно. Экологи бьют тревогу: водные объекты в городе повсеместно деградируют. Но воз и ныне там. 
Основных причин несколько. Одна из них - самозахват прибрежной территории. Частники, которым выделяют землю под застройку, приплюсовывают себе еще и бечевник (береговая зона озер и рек) и используют этот ресурс варварски, сбрасывая в озеро все отходы. Вторая причина:  главная водная артерия - Белая - мелеет, ее уровень снижен даже несмотря на дождливое лето, и это сказывается на водоемах, которые в большинстве своем находятся с ней в одной системе. Вода в озерах прогревается, а ведь рыба не живет в теплой среде, ей нужна глубина, поэтому в озере не идет процесс самоочищения, и оно постепенно зарастает.
Как, к примеру, это происходит с Мельничным. Даже невооруженным глазом видно, как оно с годами мелеет и темнеет. Экологи объясняют это тем, что питающие родники и грунтовые воды не восполняют его, ухудшают ситуацию и наплывы городских «дикарей», ищущих здесь уголок нетронутой природы. 
Схожая беда и у озера Касимовского в Шакше. Многоэтажная застройка вплотную подошла к нему. По словам старожилов, когда-то здесь была деревушка, возле местной церкви был выкопан для своих крестьянских нужд большой пруд, на плотине стояла мельница, плавали гуси, купалась ребятня… Сельская пастораль… Но это в прошлом. Ныне пруд красив лишь издали, берега поросли ивой и сиренью, удачно прикрывая замусоренный берег. 
Многие наши пруды в таком полузаброшенном состоянии – Максимовское, Духовое, Ольховое, но они не перестают быть притягательными, потому что хранят в себе немало тайн и легенд. К примеру, считается, что озеро Волчок имеет глубокий карстовый провал. Говорят, что оно и вовсе не имеет дна, во всяком случае никто не смог измерить его глубину полностью; водолазы опускались как-то до уровня в 45 метров, не рискнув погрузиться дальше. 
Своя история у озера Архимандритского (Октябрьский район). 
Не так давно оно привлекло и наших археологов, потому что на его западном берегу обнаружились следы стоянки древних людей – различные черепки и керамика. На протяжении многих лет озеро популярно среди любителей рыбной ловли, но с недавних пор большинство из рыбаков сетует на то, что улов стал заметно меньше. 
Новый облик озер
А ведь есть и другие примеры, когда водоем становится украшением городской среды. Взять озеро Солдатское в парке имени Якутова. Здесь проведена реконструкция, проложены пешеходные дорожки, все сделано для комфорного отдыха. Или Сад Аксакова, где уфимцы свободно располагаются у самой воды, многие приходят сюда, чтобы проведать здешних давно прописавшихся лебедей.
В Черниковке жители с удовольствием приходят в парк «Первомайский», где есть небольшое озеро Тепличное. Оно в диаметре всего 8 метров, но здесь есть и фонтан, и водопад, вносят свою изюминку малые архитектурные формы - скамейка примирения, арка влюбленных, мостик через мини-водопад. Полюбили его и утки, ставшие местной достопримечательностью.
- По всей видимости, Тепличное, имеющее карстовое происхождение, связано с Уфимкой, - рассказывает директор парка Илья Миронов. - В этом году благодаря тому, что Павловское водохранилище несколько раз делало сбросы воды, уровень в Уфимке не спадал, и в нашем пруду вода тоже не уходила, как это было в засушливые годы.
Но одного такого живого уголка мало, калининцы хотят восстановить пруд в парке имени Гастелло. Многие помнят, каким он был в середине 50-х, местные жители приходили сюда, чтобы полюбоваться на водную гладь, покататься на лодках, прогуляться по тенистым аллеям.
Сейчас такими благоустроенными стали Кашкадан в Сипайлово и силами Горзеленхоза устроенный водоем возле театра «Нур». 
…Человек всегда жил у воды и относился к ее источнику как к живому существу. Наш город в объятиях своих рек, с его озерами и старицами, прудами и водоемами - большими и совсем крохотными – единый организм, настоящая уфимская Венеция. Как не любить ее, как не беречь?

Лилия ЗИМИНА


Экология
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA