Мир через Культуру

В выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова состоялось открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность», приуроченной к Году Культуры. В ней представлены фотодокументы, редкие фотоматериалы, освещающие Пакт Рериха, а также фотографии памятников культуры и архитектуры Башкортостана, требующие охраны и защиты.

Мир через Культуру

В выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова состоялось открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность», приуроченной к Году Культуры. В ней представлены фотодокументы, редкие фотоматериалы, освещающие Пакт Рериха, а также фотографии памятников культуры и архитектуры Башкортостана, требующие охраны и защиты.

Пакт Рериха – Международный договор, призванный защищать движимые и недвижимые ценности культуры в мирное и военное время. Символом Пакта является Знамя Мира: «на белом фоне три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения». Сам Николай Константинович Рерих часто сравнивал этот символ Знамени Мира с символом Красного Креста, который пробудил в людях чувство сострадания и напомнил миру о гуманизме. Знамя Мира, в свою очередь, направляя мысль человека к пониманию творчества, красоты и знания, служит развитию и обновлению жизни. Оно вносит «стимул уважения ко всему, что создает эволюция человечества».

Н.К. Рерих пришел к таким выводам не сразу. Началом широкой общественной деятельности в защиту памятников культуры для Николая Рериха стало предпринятое им путешествие по древним городам России в 1903 – 1904 годах. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…» - писал Рерих в своем дневнике.

Великий русский художник, философ, ученый, археолог, общественный деятель, неутомимый исследователь Николай Константинович Рерих, озабоченный состоянием памятников культуры в России, неоднократно выступал в Императорском Археологическом обществе в Санкт-Петербурге с докладами о плачевном состоянии исторических памятников. В опубликованных им статьях, очерках, звучал протест против сносов памятников культуры, поднимались проблемы недобросовестной реставрации, ведущей к искажению обликов произведений искусства.

С началом русско-японской войны 1904-1905 годов Николай Рерих говорит о необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время военных действий. В 1914 году с этой же идеей он обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции. В это время художник создает плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение Реймского собора во Франции и Лувенской библиотеки в Бельгии.

В 1915 году Рерих обращается к императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, который, к сожалению, тогда не получил должной поддержки.

В конце 1920-х годов Н.К. Рерих, неутомимо продолжая свою деятельность в этом направлении, в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук парижского университета Г.Г. Шклявером публикует проект Пакта на нескольких языках. В Нью-Йорке, Париже и Брюгге создаются Комитеты Пакта и Знамени Мира для поддержки и продвижения идей Пакта. Многие деятели культуры горячо поддержали Пакт Рериха, среди них достаточно назвать такие имена, как: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Альберт Эйнштейн.

В 1931 году г. Брюгге (Бельгия) состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, на которой был разработан план пропаганды идей Пакта. Через год, в 1931-м там же прошла Вторая международная конференция, где было принято решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. В работе конференции приняли участие представители из 22 стран мира. Третья Международная конференция состоялась в Вашингтоне в ноябре 1933 года. Она была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.

Впервые Пакт Рериха – «Договор об охране художественных и научных учреждений, и исторических памятников» был подписан 15 апреля 1935г. в Белом Доме, Вашингтоне в присутствии президента Рузвельта и 21 государствами при участии наблюдателей из европейских стран.

После Второй мировой войны деятельность международной общественности в защиту Пакта активизировалась, и впоследствии его основные положения легли в основу Гаагской конвенции 1954 года: «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Эту конвенцию в Гааге подписали представители нескольких десятков европейских стран, в том числе и Советский Союз. Международные конвенции в дальнейшем проводились в 1999 году в Гааге, в 2003 году в Париже на 32-сессии Юнеско, в 2004 – в Сеуле. Однако они были приняты с оговоркой, что защита культурных ценностей может быть снята в исключительных случаях, например, из-за неизбежной военной необходимости. Непоправимые последствия этих оговорок, мы наблюдаем во многих государствах, где шли или ведутся военные действия: в Афганистане, Югославии, Ираке, Украине.

Данная выставка будет проходить во многих городах России и мира. Безусловно, наше участие в предъюбилейной акции Пакта Рериха и Знамени Мира в год Культуры является особо значимым событием в жизни Республики Башкортостан. Это своего рода и наш призыв к Миру, созиданию, культуре, сохранению истинных сокровищ.

Николай Рерих писал: «Пакт именно призван помешать военным действиям, так как война является человеческим безумием по своей природе». Он был убежден, что со временем люди вернуться к гуманистическим идеям Пакта, так как не сможет человечество процветать без знания и величия культуры, «Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему…. Там, где культура, там и мир, там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в коей мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры».

Будущий мир – это мир через Культуру без войн и разрушений. Мир, в котором духовность, красота, знание поставлены во главу угла жизни.

«Красный Крест необыкновенно возвысил Швейцарию в глазах всего мира», - отмечал Рерих. Было бы замечательно, если бы Россия, подхватив идеи нашего великого соотечественника, понесла бы идеи сотрудничества между странами не только в области экономической, военной стратегии, но и в области Культуры в ее широком понимании, взяв за основу Пакт Рериха и Знамя Мира, несущие миротворческие, гуманистические, объединительные, охранительные идеи.

 

 


Орджоникидзевский район
Культура
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA
bwslot168 bwslot168 rtp slot rp8888 kpktoto slot777 rp8888 login keris4d rp8888 rtp slot bwslot168 bwslot168 keris4d keris4d rp888 muara777 rp8888 keris4d andara88 rp8888 rp888 slot777 slot777 slot777 rp8888 rp8888 rp8888 andara99