Не стоять на месте

Если вчитаться в ее биографию, то сразу заметишь, что она самая настоящая непоседа. Родилась в далеком 1937 году на улице Революционной, в самом начале войны ютилась в насыпных бараках на Мингажева, оставив свое помещение для прибывающих с фронта раненых, в 1942 году перебралась на Бабушкина и лишь в сентябре 1971 года переехала на постоянное место жительство на Рихарда Зорге…

Не стоять на месте

Если вчитаться в ее биографию, то сразу заметишь, что она самая настоящая непоседа. Родилась в далеком 1937 году на улице Революционной, в самом начале войны ютилась в насыпных бараках на Мингажева, оставив свое помещение для прибывающих с фронта раненых, в 1942 году перебралась на Бабушкина и лишь в сентябре 1971 года переехала на постоянное место жительство на Рихарда Зорге…

Ах да, забыл уточнить, наша непоседа – школа №7. Видимо, этот ее характер передается по наследству и ученикам, и учителям. Не могут они спокойно предаваться прелестям размеренной и спокойной жизни. Вот и сегодня стоило мне пересечь ее порог, как я тут же окунулся в настоящий водоворот эмоций и событий. Так школа готовится к празднованию своего самого главного праздника – Дня учителя. Ведь именно фигура учителя и постулирует вокруг себя то пространство, которое мы называем школьным образованием.

- Вы для всех несете факел знаний – тот, что не погаснет никогда! – говорит со сцены ведущая концерта вроде бы пафосные слова, но ей веришь. Веришь, что память о школе останется для нее той путеводной ниточкой, что всегда будет выводить ее к свету.

Кстати, для меня этот проход по школьным коридорам стал своего рода погружением в прошлое тридцатилетней давности. Тогда наш театр-студия поставил экспериментальный спектакль из ученической жизни по пьесе великолепного драматурга, создателя «Ералаша» Александра Хмелика. И в качестве эксперимента мы решили превратить в сцену классы, коридоры, актовый зал, кабинет директора. Тогда мы стали искать школу, которая бы согласилась на такую авантюру. Во всем городе такая нашлась одна – наша непоседа. Спектакль был о необходимости доверия в отношениях между учителем и учеником, и он очень органично вписался в стены школы. Всего же мы его сыграли в них более пятидесяти раз.

Но вернемся в наши дни. Теперь в кабинете директора нас встречает Аида Набиуллина, она стоит у школьного штурвала уже шесть лет.

- Мы ведь одними из первых в городе были включены в федеральную программу «Доступная среда», - рассказывает она о еще одном школьном эксперименте, ставшем сегодня чуть ли не классикой для его последователей.  – Стали своего рода первопроходцами, и теперь уже другие, основываясь на нашем опыте, начинают выстраивать у себя пространство инклюзивного образования. Приходилось нам поначалу действовать чуть ли не методом проб и ошибок, ведь никаких методических пособий по обустройству этой среды не существовало. Нарабатывали их уже сами в процессе эксперимента.

В комнате психологической разгрузки всегда готова прийти на помощь детям школьный психолог Наиля Султанова.

- Наши ученики любят здесь снимать напряжение, - говорит она. – Вот нырнут они в бассейн с шариками, побултыхаются, даже покричат, а потом умиротворенные идут на уроки. Причем, если поначалу наш кабинет предназначался для детей с ограниченными возможностями, то теперь ко мне стали заглядывать все. А здесь, взгляните, у нас можно пройти своего рода песочную терапию. Специально завозим белый песок, а затем ребята, больные ДЦП или с аутистическими расстройствами могут им рисовать на поверхности стола или даже просто перебирать его.

Существует в школе и специальный гимнастический зал для индивидуальных занятий с такими детьми. В нем каждый из них получает именно ту нагрузку, которая необходима, чтобы противостоять болезни. Здесь же неподалеку расположен и кабинет, в котором с детьми проводит занятия педагог Альмира Ялалетдинова.

- Кстати, надо сказать инклюзивное образование у нас вовсе не случайный гость, - говорит она. – С детьми-инвалидами начали работать еще более десяти лет назад, когда не то что программы «Доступная среда» не было, даже термин «инклюзивное образование» был знаком лишь узким специалистам.

И действительно буквально через дорогу находится НШДС № 10 - учреждение для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вот из его выпускников впервые и набрали специализированный пятый класс. Всего тогда было четыре человека - два мальчика и две девочки. Все с детским церебральным параличом. А в 2009 году они уже получили документы о среднем образовании. Девочки пошли в педагогический институт и работают по специальности, а юноши закончили колледжи.

Теперь же речь идет уже о третьем выпуске.

- Им здесь очень нравится, - считает учитель. – Во-первых, они общаются со здоровыми детьми и сами начинают себя ощущать полноценными участниками школьного сообщества. Во-вторых, им здесь вполне комфортно, они знают, что тут всегда готовы прийти им на помощь.

И вот мы снова в кабинете директора.

- Аида Фаниловна, сегодня очень часто говорят о дефиците педагогических кадров и о низком качестве новоиспеченных педагогов. Насколько это соответствует тому, с чем вы встречаетесь в своей работе?

- Совершенно не согласна, - протестует она. – К нам постоянно поступают все новые и новые резюме, так что дефицита пока не ощущаем. А уж по качеству пополнения претензий тем более не может быть. Я на нашу педагогическую молодежь все никак не могу нарадоваться – они и расторопные, и мысли схватывают на лету, и все это совмещается с хорошим багажом знаний. Возможно, именно они и подталкивают нас на то, чтобы и мы не застаивались, а развивались дальше.


Советский район
Образование
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA