Война – это не только человеческие и экономические потери. Если говорить о Второй мировой, то планы фашистов были куда масштабнее. Они шли уничтожать не государства, а народы с их многовековой историей и культурой. Именно в таком ключе на события тех лет взглянули учащиеся лицея «Содружество».
Сделанная школьниками творческая постановка «Спасение Мадонны» была посвящена защите и сохранению картин Дрезденской галереи в феврале 1945-го. Отступая, фашисты стремились уничтожить произведения искусства как немецкого, так и других европейских народов. К сожалению, пресекать это удавалось не всегда: так, была полностью уничтожена «Античная коллекция», и многие другие произведения искусства.
- Мы построили повествование на контрасте, – говорит учитель русского языка и литературы Гузель Леонова, – сначала показали, как захватчики разрушили наши памятники и музеи, и уже потом - как вели себя в Германии советские бойцы и командиры. Благодаря их усилиям только в Дрездене было сохранено около тысячи картин. Ценой этого стали жизни нескольких солдат, подорвавшихся на минах-ловушках.
Спасенные холсты требовали срочной реставрации. Именно по этому их отправились в Москву. Европа в какой то момент испугалась: а не оставят ли русские эти картины себе, в качестве компенсации за свою, пострадавшую от войны культуру? Но опасения оказались напрасными: полотна привели в надлежащее состояние и отправили домой.
За годы войны только на территории Советского Союза от рук захватчиков пострадало 160 тысяч музеев, более четырех тысяч библиотек. Например, в доме Льва Николаевича Толстого (Ясная Поляна) немцы устроили казарму. А фамильная мебель шла на топку печей. Характерно, что библиотека писателя была полностью уничтожена.
Впрочем, такое отношение можно легко объяснить: ведь у варваров, коими нас хотели представить, не может быть книг, картин и скульптур.
А знаменитый царский дворец и фонтанный городок в Петергофе после освобождения нашими войсками представлял весьма жалкое зрелище. Снаряды и бомбы превратили памятник архитектуры в настоящие развалины. На восстановительные работы потом ушли многие годы.
Впрочем, участь польского Кракова, по планам фашистов, должна была стать еще менее завидной. Его превратили в минное поле, но взорвать не успели – помешала блестящая операция наших разведчиков.
- Подумаешь, ценность! Это человека вернуть нельзя, а картинку можно и заново нарисовать, – говорит один из «солдат» - героев поставленной сценки своему командиру.
-Да не картинки это, поймите же вы, а – великие творения человеческого духа! – доносится ему в ответ.
И в этих словах - вся правда. Что такое культура, как не лицо человечества, его память? Обезличенных, не помнящих себя людей очень легко превратить в цивилизованных животных, способных лишь к рабскому труду. Чего, по сути, и добивался Гитлер.
- Увы, это актуально и в наше время, – продолжает Гузель Леонова. – Посмотрите, что происходит в Египте и других горячих точках: музеи разрушаются одними из первых.
А тогда советскими солдатами было спасено около тысячи картин. Жемчужина - знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Момент ее обнаружения запечатлен на кадрах архивной кинохроники. Пропыленные и усталые пехотинцы смотрят на нее с неподдельным благоговением. Простые мужики с Урала и Поволжья, мало что понимающие в живописи, они узнали в ней Мать и Ребенка, так похожих на оставленных дома детей, жен…
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?