Песни старой Уфы

Для любителей песен под гитару заметным событием стал творческий вечер поэта-песенника и детского писателя Николая Грахова, прошедший в художественной галерее «Ижад». Со сцены звучали как уже полюбившиеся всем произведения, так и те, что многие меломаны еще не слышали.

Песни старой Уфы

Для любителей песен под гитару заметным событием стал творческий вечер поэта-песенника и детского писателя Николая Грахова, прошедший в художественной галерее «Ижад». Со сцены звучали как уже полюбившиеся всем произведения, так и те, что многие меломаны еще не слышали.

Похоже, течение времени, ничему неподвластное и неумолимое –немного сбилось все же под напором музыки и поэзии. Перед слушателями все больше и больше проявлялась старая Уфа – живая, наверное, уже только в нашей памяти, да стихах... 

С ее деревянными дворами, полными трудного, послевоенного быта. С людьми, оказавшимися   на перекрестье двух миров: с одной стороны жизнь в большом городе, с другой все же – на деревенских его окраинах. 

 Это сейчас люди годами живут на одной лестничной клетке и не знают друг друга. Тогда же – жили общими проблемами и праздниками, запросто заходили к соседям за хлебом и солью.

Быть может, того требовало время. Страна приходила в себя после войны. На фоне растущих новостроек и развивающейся промышленности и новое поколение людей вставало на ноги, пытаясь найти свое место в реалиях эпохи. Едва появившись, авторская песня стала голосом молодежи тех лет, вобрав в себя ее мечты, тревоги и чаяния. Таково «Посвящение бардам», написанное Николаем Граховым в молодости, но не потерявшее актуальности и поныне гимном всего движения поэтов-песенников. 

Грустные и философские, веселые и едкие, строки о настоящей жизни простых людей нравились не всем, по причине несоответствия идеологическим стандартам. Один лишь эпизод из той поры принял обличие иронично-сатирического «Воспоминания о 70-х».

- За более чем 50 лет созидания песен накопилось немало – говорит сам автор, –   все они из жизни, более того – все это пережито, а не придумано.

- Иногда от поэта или музыканта можно услышать: сочиняю больше для себя, чем для слушателя…

- Я стараюсь делать это для людей. С другой стороны, во время выступлений самому всегда приятно вспомнить былые песни и времена, когда они были написаны.  

- Сегодня у этого вида творчества уже нет такой популярности как раньше. В чем дело?

- За спадом всегда идет подъем, и наоборот. Это - естественный ход вещей.  В любое время найдутся люди, которым будет что сказать окружающим. Значит, в том или ином виде будет существовать и авторская песня.

- Можно ли в данном случае говорить о преемственности поколений?

- Конечно. Так, в юности мне на слух попали Галич, Визбор, Окуджава, Городницкий… И сейчас есть молодые ребята, которые готовы перенять этот опыт, уже у нас. 

- Что бы вы хотели сказать своим слушателям?

- Наверное, попросил бы их быть добрее. Этого качества у всех нас сильно не хватает, хотя каждый человек изначально – добр, не озлоблен душой, сердцем. Я считаю так потому, что прошел нелегкий жизненный путь, имел друзей из самых разных слоев общества. Оставаться верным своей сути – задачка непростая.  Но надо стараться отбрасывать от себя все черное и негативное. В этом великая мудрость народа – жить в веках светлыми устремлениями.

- Где, по-вашему, грань между неприятием негатива и безучастностью к происходящему?

- Она очень проста: если ты видишь ситуацию и можешь на нее повлиять – то надо это делать. 

- В чем состоит задача поэзии – научить людей чему-то, предостеречь их?

- Всегда стараюсь избежать морализаторской нотки.  Когда начинаешь кого-то поучать и диктовать, как нужно жить, тебя просто перестают   слушать. Потому в стихах и песнях я ничего не указываю, не навязываю, а просто предлагаю свое отношение к тому или иному вопросу. Выбор, в конечном счете, всегда остается за человеком.


Орджоникидзевский район
Культура
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA