Память всегда жива

Все дальше от нас ужасающая бесчеловечная музыка артиллерийских залпов последней мировой войны, но отголоски ее вдруг догоняют и в наши мирные дни. Директор медицинского колледжа Руслан Хазипов решил рассказать о военном пути своего отца, командира взводов тяжелых танков.

 

Память всегда жива

Все дальше от нас ужасающая бесчеловечная музыка артиллерийских залпов последней мировой войны, но отголоски ее вдруг догоняют и в наши мирные дни. Директор медицинского колледжа Руслан Хазипов решил рассказать о военном пути своего отца, командира взводов тяжелых танков.

- Все произошло довольно неожиданно. Ведь я остался без отца, когда мне не было еще и семи лет, - говорит он. - И вдруг у меня на руках оказались документы на его первую награду: медаль «За отвагу». Не могу даже передать, как они перевернули все во мне...

Ту войну Ахматдин Хазипов встретил кадровым танкистом, поскольку в РККА он начал служить еще с 1937 года. Вместе со всеми пережил трагедию отступления, когда приходилось отходить на восток на последних остатках топлива. К ноябрю 1942 года гвардии старший лейтенант служил во 2-й танковой бригаде 33-й армии. Командовал взводом танков КВ. В районе деревни Тимонино на Волоколамском направлении с 18 по 25 ноября тогда проходили тяжелые бои. За этот период «лично своим танком уничтожил четыре противотанковых пушки, одну минометную батарею, две пулеметных точки и до взвода пехоты солдат и офицеров противника. Кроме того эвакуировал с поля боя два танка КВ и один танк Т-34». За этот подвиг Хазипов был награжден медалью «За отвагу». Надо сказать, в начальный период войны такие медали равнялись орденам, потому что раздавались командованием очень скупо. С фронта Хазипов вернулся уже под самый занавес Великой Отечественной по тяжелому ранению.

Сам Руслан Ахметович родился почти через десять лет после войны. Поэтому ее реалии он знал только через рассказы старших братьев и мамы. Отец, как и большинство фронтовиков, о войне рассказывать не любил. В деревне у него был друг-фронтовик, вот с ним они уединялись на День Победы и вспоминали то, о чем невозможно поведать человеку невоевавшему.

- Моя мама была медработником, поэтому с первых дней войны ее тоже призвали в действующую армию. Но к тому времени она уже была беременна моим старшим братом, вот ее и отчислили из армии в тыл, - рассказывает Руслан Ахметович.

- На выбор вашей профессии, наверное, повлияла мама?

- Вообще, с детства я, как и большинство пацанов, мечтал стать летчиком, но подвело зрение, - отвечает он. - Ирония же судьбы заключается в том, что мне тоже довелось быть в танковых войсках. Хотя и в качестве медработника. Когда пришло время послужить Родине, нас повезли далеко на юг в туркменский город Теджент. А там было три «учебки» - танкистов, ремонтников и медроты. Закончил я ее с отличием, получил сержантские лычки и поехал служить на фельдшерской должности в танковую часть на самую южную точку нашей страны – в Кушку. Оттуда я и на дембель пошел. Так танки протянули между мной и отцом невидимую связующую нить. Вот и внучка решила мне как-то сюрприз сделать и купила наклейку на автомобиль с изображением Т-34 и надписью «Танк Победы».

- А после армии?

- В части ведь я служил на фельдшерской должности, а это соответствует прапорщику. Вот мне и выдали целевое направление на рабфак медицинского института. Вот только демобилизовался я осенью и чуть не пролетел мимо поступления из-за этого. Приехал в Уфу, захожу в общежитие, а мне говорят, что прием на рабфак завершился, и уже неделю как идут занятия. Я, помню, растерялся и жутко расстроился. Но тут вахтер мне посоветовал сходить через дорогу к куратору рабфака: может, чем и поможет. И вот я стою на пороге квартиры, дверь открывает его жена. И я докладываю: «Сержант Хазипов к месту прохождения службы прибыл». Тут выходит наш куратор и говорит мне: «Проходи, солдат, чаю попьем, а заодно и расскажешь, что случилось». И меня в виде исключения приняли.

- Руслан Ахметович, детская память – цепкая, каким вам запомнился отец?

- Мне запомнился такой случай. Дело было сразу после денежной реформы в 1961 году. Так получилось, что спал я в одной комнате с отцом. И наутро хотел пойти в кино, сеанс которого тогда стоил всего лишь пять копеек. Вечером забыл сказать об этом отцу, да еще и утренний его уход на работу проспал. Проснулся и вдруг понял, что кино мне сегодня не видать. Так расстроился. Вышел на крыльцо и вдруг вижу: на бревне аккуратно лежат монетки: трехкопеечная и две по копейке. Как он догадался?! До сих пор для меня остается тайной.

Владимир ГЛИНСКИЙ.

Фото Валерия ШАХОВА.


Октябрьский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA