День скорби и радости

15 февраля 1989 года завершился вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана: именно в этот день последняя колонна наших солдат перешла мост на реке Амударья под Темрезом. С тех пор Россия отмечает эту дату как День памяти воинов-интернационалистов – участников военных конфликтов на территории нашей страны, государств ближнего и дальнего зарубежья. Наш сегодняшний собеседник - председатель недавно организованного в районе Совета ветеранов боевых действий, заместитель председателя республиканского Совета ветеранов боевых действий, воин-интернационалист Ильдар Идрисов.

 

 - Ильдар Равилевич, как Вы попали на службу в горячую точку?

 - А нас тогда никто не спрашивал. Да и мы, солдаты, не обсуждали, идти или не идти, за спины друг друга никогда не прятались. Это потом отправляли по желанию. А мы, самый первый поток, не знали, куда едем, зачем едем. Замполит построил нас и сказал, что по просьбе правительства Афганистана нужно помочь этой стране. Было приказано раненых и убитых не бросать, горящие машины не оставлять, цеплять в буксир. На границе нас две недели обучали.

В Афганистан вошел одним из первых, 18-летним парнем. До самой первой пули, которая пробила другу Исламу глаз, во время первого обстрела на перевале Саланг, не представлял даже, куда занесла меня судьба. Да и не только я, все мои сослуживцы, пока не почувствовали пороха, не поверили, что там идет настоящая война

Вот так, со своими тяготами и лишениями, началась моя служба. В первый год даже письма писать не разрешалось.

Смерть повсюду ходила по пятам, и днем, и ночью, очень много людей пропало без вести. Воевали мы храбро, честно исполняли свой интернациональный долг. Поэтому и дружба наша крепка. Те, кто дослуживал последние месяцы, недели, в бою всегда были впереди, это у десантников такое правило, чтобы, если что, молодое поколение должно жить. Неопытных, юных никогда на передовую не посылали. Да, на учебках, во время затиший, бывало, мы их гоняли, как же без этого, но только не в бою.

 - Что для Вас значит день вывода советских войск из Афганистана?

 - Этот день для меня День памяти, День скорби. Каждый год мы, воины-интернационалисты, собираемся у Стеллы скорбящей матери, чтобы помянуть погибших, умерших после войны боевых товарищей, приходим кто на Южное, кто на Северное кладбище, где похоронены наши сослуживцы. Все эти годы с нами матери наших погибших друзей. Когда-то молодые женщины, они, потеряв сыновей, постарели на глазах.

Но 15 февраля для нас является и Днем радости. Потому что мы этого дня ждали с нетерпением, он был связан с ожиданиями каждого из нас: «Когда же наши войска выведут из Афганистана, когда?» Наконец, все сбылось, и теперь 15 февраля еще один повод собраться вместе. Служба в Афганистане оставила глубокую память в душе, в сознании и в сердце.

 - Как отметите эту дату?

- Я, как заместитель председателя республиканского Совета ветеранов боевых действий, приму участие на важном мероприятии в Гафурийском районе республики. В Красноусольске на аллее славы в память о погибших воинах-интернационалистах установим плиту памяти.

- Как сложилась Ваша судьба после Афганистана? Ведь известно, что многие ребята, пережившие эту войну, потеряли веру в жизнь, потеряли себя, кто-то кончил жизнь самоубийством… А что помогло Вам, вопреки всему, выстоять, не сломаться?

 - Характер, семья, наверное. Еще до армии я окончил автотранспортный техникум, а после поступил в сельхозинститут, окончив его, женился. Работал в тресте КПД снабженцем, с 1991 года – в бизнесе. Открыл продуктовые магазины «Хазина» и «Ихлас». У меня прекрасная семья, два сына. Старший окончил школу МВД, капитан милиции. Младший также отслужил в армии, работает.

          - Вы как-то с гордостью произнесли, что Ваши сыновья отслужили в армии. Сегодня такое от родителей редко услышишь…

          - Я всегда за службу в армии. И если кто хочет от нее «отмазаться», не советовал бы. Иначе он не мужчина, да пусть простят меня читатели. А ведь раньше с нами и девушки не знакомились, пока не отслужим. Мои сыновья тоже приехали из армии возмужавшие.

Я уже сказал, что помог мне найти себя после Афгана мой характер. Так вот, характер закалился у меня именно в армии. Я научился не пасовать перед трудностями. Как говорит один мой друг-стоматолог, преуспевающий бизнесмен, открывший свое дело: «Я всего этого не добился бы, если бы не отслужил в армии».

 - Какие первоочередные задачи ставит возглавляемый Вами Совет ветеранов боевых действий Октябрьского района?

 - Мы хотим возобновить военно-патриотическое движение, воспитывать молодежь, в школах планируем проводить уроки мужества.

К примеру, на днях республиканский наш Совет организовал для детей из Миякинского детдома великолепное мероприятие. Мы их в Уфе встретили, показали памятник Салавату Юлаеву, побывали в Конгресс-холле, сводили в музей, городской планетарий, покормили, одарили подарками. Желающие, нашлись три парня, заглянули и в мечеть, чтобы подумать о жизни…

 - Вы ведь и сами частый посетитель мечети…

 - Да, это точно. Помнится, после года службы приехал в отпуск. Так было плохо, тревожно в душе, потому я попросил свою бабушку собрать пожилых людей и помолиться за меня. Я уже не стал говорить ей, что на войне всякое может случиться. Она, наверное, меня поняла, молитву прочитали.

После этого я уехал. Спустя десять суток под Кандагаром зашли как-то в деревню, идем трое солдат, передо мной один, я за ним, и за мной еще один солдат. Вдруг, откуда ни возьмись, пулеметная очередь. Тех, кто шли впереди и сзади меня, убило, а я остался жить, каким-то чудом меня не задело. С тех пор я хожу в мечеть.

 - Правда, что у Вас был и талисман?

 - Да, это фотография моей семьи, там запечатлены мои родители и два брата. И я пронес эту дорогую для меня фотографию на груди в кармане всю свою службу, ни на секунду с ней не расставался. Фотография уже старая, потрепанная, но, я думаю, может быть, именно она и сберегла меня. Теперь она занимает особое место в моем дембельском альбоме.

 - Именно этот альбом Вы хотите передать Республиканскому музею Боевой славы?

 - Да, там вскоре откроется постоянно действующая экспозиция, посвященная ветеранам боевых действий в Афганистане и Чечне. Мой альбом – моя молодость, моя гордость, память об афганской войне, о погибших товарищах. Думаю, что лучше будет, если он разместится в музее, и его страницы сможет пролистать молодое поколение.

 - Наверное, к Вам, как к председателю, ветераны-афганцы обращаются и за помощью? Как решаете возникшие проблемы?

- С материальными вопросами особо не обращаются, мы все состоявшиеся люди. Обычно просят оказать содействие в лечении. Понятно, что многие нуждаются еще и в общении…Так вот, все эти проблемы помогает решить нам реабилитационный центр для ветеранов локальных войн в Базелеевке. Я рекомендую всем нашим «афганцам» поправить там здоровье. Если кому надо, могу сам отвезти и устроить в этот центр. Буду просить, хлопотать за каждого ветерана, кто обратится ко мне. Я не бросаю никого.

 - Спустя более два десятка лет после вывода войск из Афганистана хотелось бы узнать Ваше отношение к этой войне…

- Что она была не нужна, я никогда не поверю. Родина сказала – и мы шли. Среди нас трусов не было. Помню, на призывной комиссии меня в комсомол не приняли, так, я плакал. Потом все-таки вступил в комсомол и был горд, что ушел в армию комсомольцем.

 - Как человек, прошедший горячую точку, что вы ощущали во времена чеченской войны? Какие чувства Вас переполняли?

 - Когда смотрел по телевизору репортажи из Чечни, восхищался нашими ребятами, народ наш храбрый. В то же время на душе было тревожно: опять будет траур для каких-то семей… Ведь там, где война – это всегда цинковые гробы, слезы матерей. Но, как нас учили, приказ не обсуждается…

 - Что хотели бы пожелать будущим защитникам Отечества?

 - Честно служить Родине!


Октябрьский район
Социальные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA