Неблизкие родные

Неблизкие родные

12-летняя Мария год назад осталась без родителей. Папу она не видела (отбывает срок в местах лишения свободы), маму лишили родительских прав - женщина не выдержала свалившихся на нее жизненных тягот, начала пить. Девочка оказалась предоставленной сама себе. Когда органами опеки решался вопрос об оформлении сироты в детский дом, туда обратилась Татьяна Викторовна, тетя девочки, старшая сестра отца. Женщина, узнав, что ее племянница может оказаться в детском доме, приняла решение — девочка будет жить в семье.

     В декабре в центре «Журавушка» прошли занятия «Школы опекунов». Татьяна Викторовна в 53 года вновь села за парту.

- Действительно, опекунство чаще всего оформляют близкие родственники — бабушки, дедушки, дяди и тети, -говорит Гузель Ахметова, заместитель директора по психокоррекционной работе центра «Журавушка». - Но и у них, несмотря на опыт воспитания старших детей, часто возникают сложности. Взрослые не понимают, что дети в раннем детстве пережили психологическую травму, которая оставляет отпечаток на развитии личности. Появляются негативные формы поведения, которые обостряются в подростковом возрасте. Опекуны приходят на прием растерянными: «Мой ребенок, которому я отдала столько времени, ворует деньги из дома, а ведь карманные у него есть!...» Когда мы начинаем с родителями анализировать ситуацию, объясняем: большую часть жизни, ребенок, скорее всего, провел в неблагоприятной обстановке, в тех условиях, когда «не украдешь, останешься голодным». Как в этой ситуации правильно вести себя? Поэтому одна из задач этой школы — обучить навыкам общения детей и родителей.

Первая группа школы была сложная по составу, собрались люди разного возраста, были даже бабушки за 60. У большинства опыт воспитания собственных детей негативный. Алкоголики, наркоманы, родители, которые не занимаются своими детьми, лишены родительских прав. Бабушки и дедушки вынуждены оформлять опеку: внуки все равно под их присмотром, их родители нигде не работают, а квартплату платить, детей кормить надо. На опекунов, кроме обязанности одеть-обуть-накормить, возлагается и воспитание.

Специалисты центра стремятся развеять страхи и сомнения будущих опекунов. Несмотря на свое неудавшееся родительство, у них есть шанс воспитать внуков.

- «Ученики» поначалу восприняли школу опекунов как «обязаловку», шаг на пути к оформлению, - говорит Юлия Строчко, педагог-психолог. - Но уже на первых занятиях почувствовали пользу, увидели, что не одни с такими проблемами. Форма проведения занятий была таковой: минимум лекций, максимум интерактивности. Ролевые игры, релаксация, медитация, арт-техники, много упражнений на самопомощь, чтобы в кризисных ситуациях они могли помочь себе и своим детям.

Психологи центра обучали и формам диалогов с детьми. Есть такое понятие, как «Я-высказывание». Нужно уметь строить фразы при общении с ребенком. Не надо говорить «Ты всегда получаешь двойки!», больший эффект вы получите, если выскажетесь по этому поводу так: «Я чувствую огорчение, что мой сын получил сегодня двойку». Смысл один, а воздействия прямо противоположны.

- И наказания должны быть, - считает Юлия Ирековна, - но в наших семьях в чем они заключаются: не дать карманных денег, не пустить гулять, выключить телевизор во время мультика. Этим непослушание только усилится, да и взаимопониманию между детьми и родителями такая «политика» не способствует. Мы советуем применять тактику договора, который заключается в присутствии всех членов семьи: проговорите и зафиксируйте все возможные проступки и равнозначные им наказания. К примеру — получил «пару» - убираешься во всей квартире. Пришел поздно с прогулки — всю неделю моешь посуду. Важно при этом выслушивать предложения обеих сторон. Правда, работает этот способ с детьми младше 12 лет. Но все же это хороший фундамент для будущего.

После окончания учебы родители могут в любое время обратиться в центр за помощью, психологи опекунов не бросают.


Калининский район
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA