Точки невозврата Юрия Пичугина

Точки невозврата Юрия Пичугина

В авиации есть такое понятие - «точка невозврата». После нее вернуться на аэродром вылета с имеющимся запасом топлива уже невозможно - надо лететь только вперед. Подобных пунктов на жизненном маршруте Юрия Пичугина было несколько. Удивительно, но все они выстроились так, что любые события и обстоятельства выстраивались именно в том направлении, по которому он двигается большую часть жизни.

 

Родился он в Черниковске, который вскоре присоединили к Уфе. И начальная школа в двух шагах от его дома из 18-й превратилась в 68-ю. Здесь, во дворе, и произошло знаковое событие - знакомство с первым, по словам Юрия Николаевича, человеком в школе - библиотекарем. Татьяна Ивановна показала смышленому пятилетнему мальчугану библиотеку. Середина 50-х особо хлебной не была, к тому же мама Юру воспитывала одна - до книг ли? А тут такие сокровища!

Читать по слогам мальчик уже умел (бабушка научила), на уроки ходить еще не нужно было, библиотека под боком, так что Юра просто «глотал» книги, которые ему разрешали брать домой…

- Особенно любил энциклопедии, сначала Детскую, позже Большую Советскую, - рассказывает Пичугин. - Интересовала меня техника: оружие корабли, самолеты. Переводил рисунки на кальку. Постарше стал, приобщился к классике. Мне интереснее было читать Белинского, чем пересказ его статей в учебнике. В пятый класс пошел в 77-ю школу. От дома километра два, если не больше, но даже в лютые морозы занятия мы не пропускали. Из учителей особенно запомнилась Валентина Николаевна Силантьева. Знаний русского языка и литературы она требовала основательных, поэтому когда поступал в институт, сочинение написал на «четверку»…

С пятого класса Юра открыл для себя Дом культуры имени Калинина. Чуть ли не все кружки перепробовал, особенно понравилось в ИЗО у Геннадия Васильевича Огородова и в группе киномехаников. Технику он освоил, скоро ему стали доверять самому «крутить» кино.

- Вот уж фильмов насмотрелся! - улыбается собеседник.

Получив в шестнадцать паспорт, Юра решил идти работать, чтобы помогать маме. «Киношный» наставник Илья Захарович звал паренька киномехаником в «машинку», но того тянуло на завод. Крестная, работавшая в техотделе опытно-конструкторского бюро «Союз», помогла ему устроиться учеником токаря. Через три месяца он уже сдал на разряд. Тонкости ремесла осваивал упорно. Перед самым призывом в армию поступил срочный заказ: одна из операций требовала просверлить отверстие диаметром 2 миллиметра вдоль 70-80-миллиметровой заготовки золотника.

- Бились мы с ним, бились, наконец, у меня, тогда уже токаря-универсала 5-го разряда, все сошлось: и число оборотов, и подача, и заточка резца. Обработал партию, но надо ведь и снаружи детали протачивать. Когда кто-то из токарей «провалил» размер, его чуть не убили, - смеется Юрий Николаевич.

В армии попал в Вышний Волочок в школу младших авиационных специалистов. Здесь готовили фотолаборантов службы авиафоторазведки. «Учебку» закончил с отличием, служил в Латвии - в подразделении, которое занималось обработкой и дешифровкой записей приборов, отслеживающих параметры работы систем самолетов во время полета. После инцидента, когда кто-то по какой-то причине «не включил» «черный» ящик перед полетом, парня назначили ответственным за зарядку кассет с пленкой, куда записывалась информация, и отправили в штаб эскадрильи. Служба пошла в соответствии с расписанием полетов. Именно здесь Юрий и купил у сослуживца «Зоркий» - свой первый фотоаппарат. Как ни странно, уходить из армии ему не хотелось: только стал классным специалистом, а тут «дембель»...

Отслужив, вернулся в ОКБ, пошел в фотолабораторию конструкторского отдела. Занимался микрофильмированием технической документации, а кроме того, снимал много чего еще - от разрабатывавшихся двигателей до портретов коллег на Доску Почета.

В 1975 году в жизни Пичугина произошли два важнейших события. Благодаря энтузиазму фотокорреспондента «Вечерней Уфы» Вячеслава Стрижевского, при этой газете появился фотоклуб. Тогда же Пичугин женился. Однако каждый четверг отправлялся в Дом печати, чтобы показать свои снимки, обсудить принесенные другими, просто пообщаться с единомышленниками. Члены клуба участвовали в семинарах, которые периодически проводил Союз журналистов, посылали свои работы на конкурсы. Пичугину даже удалось постажироваться месяц в редакции, когда один из фотокоров ушел в отпуск.

Конечно, душа нашего героя просила большей свободы творческого самовыражения, ему хотелось снимать живые репортажи, но на режимном предприятии порядки были чуть ли не военными. Именно поэтому он принял в 1979 году предложение пойти в Клуб юных техников треста КПД директором. На собеседовании все решилось быстро: «Квартира нужна? Нет? Тогда берем».

Придя в клуб, подумал сначала, что работы здесь на целый день и не наберется. Но когда втянулся, раньше восьми-девяти вечера уже не уходил. Революций не устраивал, но свою линию вел четко. Постепенно избавился от тех, кто мог явиться на работу подшофе или со шлейфом от вчерашней вечеринки, от тех, кому дети мешали.

Забот хватало, да и дочери подрастали, но Пичугин находил время вести в КЮТе фотокружок, участвовать во всех делах фотоклуба. Как-то пришел на съемку в изостудию ДК имени Калинина - и сразу стал своим человеком, даже жене туда дорожку проторил. В последние годы стал неизменным участником Открытых республиканских пленэров летней творческой школы преподавателей детских художественных школ и школ искусств.

В 90-е годы, когда КЮТ стал для треста обузой и, казалось, дни его были сочтены, Юрий Николаевич пошел в администрацию Орджоникидзевского района и сумел доказать начальнику финансового отдела и главе администрации, что клуб просто необходим. И с 1994 года тот работает под эгидой отдела народного образования (правда, называясь Центром детского (юношеского) технического творчества). Таким образом, оказалась пройдена очередная точка невозврата. Продолжилась нормальная работа коллектива. Нормальная, – это когда в конце концов удается найти решение подступающих со всех сторон проблем для того, чтобы классы заполняла неугомонная и любознательная ребятня. Чтобы она училась творить рядом с такими людьми, как, например, их директор, отличник образования РБ, отметивший вчера 60-летний юбилей.


Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA