К 60-летию района: «Русский соловей» из 5-го лагеря

Во  время переписи населения 1979 года мне пришлось много походить по улицам загазованной Ново-Александровки. Там-то я и услышал впервые широко распространённое в обиходе название этого посёлка – «5-й лагерь». Мне, привыкшему связывать лагеря с пионерским летом и прочими прелестями детства, и в голову не могло прийти, что когда-то на месте посёлка стояли бараки, торчали вышки с вертухаями. Знающие люди утверждают, что практически все черниковские объекты в 1930-1940-е годы строили заключённые, осуждённые по печально известной 58-й статье, а после войны и военнопленные.

Одним из черниковских заключённых был Вадим Козин. Автор и исполнитель почти 300 песен, он выступал в концерте для участников Тегеранской конференции (1943 года), сам Уинстон Черчилль назвал его «русским соловьём». Пластинок с песнями Козина вышло больше, чем у Козловского, Лемешева и Утёсова. Всего года за два или три до заключения почитатели-уфимцы буквально носили его на руках: зал Совнаркома на Пушкинской был забит до отказа. Чтобы услышать любимого певца, люди даже забирались на балкончики для осветительных прожекторов. Другой звездой черниковского ГУЛАГа, правда, как и Козин, совсем недолго, была Лидия Андреевна Русланова. «Вчера вечером слушал радио, поймал Москву, пела русская баба, пела по-нашему, по-волжски. И голос сам деревенский. Песня окончилась, и только тогда заметил, что реву белугой», – рассказывал Федор Иванович Шаляпин. После «Валенок», спетых у стен поверженного рейхстага, вряд ли кто мог предположить, что любимицу публики, «гвардии народную артистку» ждала столь незавидная участь.

В 1953 году лагерь для военнопленных был ликвидирован. А 24 июля 1956 года и название Черниковск исчезло с карт: город стал частью Уфы.


Орджоникидзевский район
Административная деятельность
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA