О людях, моторах и… китайском драконе

Музей УМПО - один из лучших в отрасли, здесь собраны уникальные исторические данные, многие годы его возглавляет Вера Зесли. Родом она из Челябинска, приехала сюда в 1973 году после окончания Челябинского института культуры. Поселилась в Инорсе.

- Как выглядел тогда микрорайон?

- Было несколько девятиэтажек, много частных домов, рядом - железнодорожная линия. Летом   на озеро ходили купаться, из окна наблюдали, как постепенно микрорайон застраивался.  

Жила я на улице Тульской, в общежитии, а     работала в филиале №1  профкомовской библиотеки УМПО, она  располагалась  в ДК имени Калинина (ныне там филиал Московского гуманитарного университета имени Шолохова).

 - Где проводили вечера, выходные дни?

-  Там же, в  ДК.  Ходили в кино, на концерты, несмотря на то, что здание старое (построено в 30-е годы), там была  великолепная акустика.

 - Что представляла собой библиотека

 - Она была одной из крупнейших в городе! Книжный фонд - 124 тысячи экземпляров.  Причем там были книги, которые были привезены из Рыбинска, Ленинграда, были даже старинные - с «ятями». В то время был дефицит книг, а у нас можно было взять  все сочинения Дюма. Приходили рабочие УМПО, студенты, школьники - читальный зал всегда был полон. Была вся необходимая литература, в том числе техническая.

- Когда пришли в музей?

- В 1984 году. Это детище директора  Михаила Алексеевича Ферина, который очень трепетно относился к истории предприятия. Открытие было летом 1961 года. Все предприятие участвовало тогда в его создании, рабочие несли сюда докумнты, фотографии...

Но прошли годы, и когда я пришла сюда, здесь были только голые стены. Нужно было заново создавать  экспозицию, построить ее в хронологическом порядке.    

- Были трудности?

- Конечно. Сюда были эвакуированы несколько заводов: №№ 234, 5, 26, 219,  и, если по двадцать шестому информация была, то о других ничего не было. В новой экспозиции хотелось представить их историю. Ездила в Ленинград, да и сами ленинградцы приезжали к нам. Там были свои энтузиасты истории предприятия, поэтому 234-й завод представлен более или менее полно. Особенно помогли рыбинцы. Во время эвакуации они с собой привезли много фотографий, могли швейную машинку не взять, а семейные альбомы берегли, как зеницу ока. Рыбинский завод в начале 30-х годов был самым крупным моторостроительным предприятием. В Союзе почти половину моторов делал именно он, снабжая ими наши  истребители, бомбардировщики, штурмовики, самолеты гражданской авиации.

После эвакуации в Уфу многих промышленных предприятий население города резко увеличилось. Только из Рыбинска прибыло 50 тысяч (рабочие и их семьи), из Ленинграда – 16 тысяч. Черниковск стал отдельным городом. В 1952 году произошло разделение на три района -  Орджоникидзевский  Сталинский и Калининский. Этот год и считается основанием современного Калининского района.

- Во время создания новой экспозиции  находились уникальные сведения?

- Да, много! Во-первых, настоящий кладезь информации - в старых газетах. У нас хранятся уникальные подшивки 30-х годов. Первая называлась «Новостройка», потом были «За мотор и турбину», «Даешь мотор». Копии их нашли в библиотеке имени Ленина. Читаю эти газеты, как увлекательнейшую книгу: здесь и о быте рабочих, о том, как застраивался, благоустраивался, озеленялся район. Есть  смешные  заметки, но они очень характерны, к примеру, в одной рассказывается, как некоторые из горожан содержат под кроватью кур…

-  Наверное, бывшие деревенские жители…

- Да, приезжих из сел было много. Рабочих не хватало. Откуда их брать?  В конце 20-х годов  к северу от Уфы начали строить несколько промышленных предприятий, ЦЭС, спичечную фабрику, фанерный комбинат. Жители близлежащих сел и деревень стали строителями этих предприятий. А в 1931 году началось возведение   еще двух гигантов – котлотурбинного и моторного. Работать на КТЗ должно было 15 тысяч рабочих. Но вскоре стройка была законсервирована – сейчас это - вторая площадка УМПО. На  моторном заводе предполагалось иметь 18 тысяч работающих. Именно тогда был брошен клич: «Моторный строит вся Башкирия!» Представляете, сколько нужно было рабочих рук, сколько жилья? Строили бараки. Потом появились рубленые дома. На стройки ежедневно прибывали рабочие (а ведь  еще планировали построить заводы  дирижаблестроения и бумагоделательных машин.) 

- Многие задаются вопросом - откуда название Инорс?

- Меня пытаются убедить расшифровать это слово как «иностранная рабочая сила», но никто не объясняет, что это за иностранцы. Пленные немцы, которые строили некоторые  здания? Но сведения о строительстве домов Инорса я стала встречать в заводской газете с 1933 года. Вот другой факт. Дома по улице Глинки 5,7, 9,11 и Ферина 3,6 были построены в 30-е годы по проекту Ленинградского института норм и стандартов, сократите название, и получится слово Инорс.

- С чего начинаете экскурсию по музею?

 -   С выставочных залов, где  представлены экземпляры почти всех изделий, когда-либо выпускавшихся предприятием и производимых сейчас: от мотора М-17, который применялся на самолетах и танках, до двигателя АЛ-31Ф для истребителей Су-27. Потом веду в отдел, где собраны  исторические фотографии, архивные документы и другие предметы, касающиеся жизни  объединения.

К нам приходит достаточно много посетителей: гости города, делегации самого разного уровня, в том числе правительственные, иностранцы. В музее много  сувениров и подарков. (К примеру, китайский дракон, приносящий счастье). Все, кто устраивается к нам на работу, знакомство с предприятием начинают здесь. И, конечно, очень много экскурсий провожу со школьниками и студентами.


Калининский район
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA