Перед совестью в долгу

То, что время – лучший лекарь, Роман  Аптреев убедился на собственном опыте. Прошло пять лет с последней командировки на Кавказ, когда он оказался в одной компании со своими вчерашними врагами – молодыми чеченскими парнями. Беседа оказалась непростой, но самый главный вывод, который сделали бывший солдат ВДВ и кавказцы: никто из них не виноват в той кровавой бойне.

Детство Романа прошло в черниковских дворах. В одном доме с ним  в Черкасском переулке, 6 жил знаменитый танкист, Герой Советского Союза Матвей Савельевич Пинский. Это сейчас это небольшая уфимская улочка носит его имя, а тогда он был для мальчишек, с восторгом смотрящих на ветерана Великой Отечественной войны, просто дядей Димой. Сколько себя помнил, Ромка хотел быть военным. Старшие братья его друзей прошли Афган, их рассказы будоражили воображение… Но родители решили иначе, и он не ослушался: окончил профтехучилище №5 по специальности «столяр».

- Всем ровесникам уже пришли повестки, - вспоминает Аптреев. – А обо мне словно забыли. Я попросил маму саму позвонить в военкомат. Пришлось немного схитрить, чтобы попасть в знаменитую 106-ю тульскую воздушно-десантную дивизию.  После учебки получил специальность наводчика-оператора БмД. А 13 января 2000-го года в составе сводного батальона мы уже были в Чечне.

Даже сейчас, вспоминая то время, Роман заметно волнуется. А тогда он еще не понимал, какой опасности подвергались молодые солдаты. Стояли на блок-постах, сопровождали колонны с с боеприпасами, горючим, гуманитарные грузы для мирного населения. Первым убитым, увиденным им, стал солдат с родины. Потом он уже не считал. А самой большой потерей стала смерть лучшего друга Саши Петренко, погибшего от пули снайпера перед самой демобилизацией.

- Первый раз по-настоящему испугался, когда над головой просвистела осветительная мина,- продолжает Роман. – После срочной службы ездил еще два раза в длительные командировки в Чечню, был контужен: нарвались на растяжку. 

Но, пожалуй, едва ли не самым тяжелым испытанием стала жизнь на «гражданке». То ощущение дружеского плеча, боевого братства, которое, кажется, стало на войне смыслом существования, в мирной жизни обернулось разочарованиями. Хотелось справедливости, а окружающие его просто не понимали.

Сегодня у Романа есть и любимая жена, и дочка, которая в этом году пошла в первый класс. Но кроме службы в  охране одного из уфимских банков, Аптреев занимается общественной деятельностью: руководит орджоникидзевским отделением «Боевого братства», куда входят и ветераны Великой Отечественной, и воины-афганцы, и прошедшие ад Чечни.

- У нас в городе большое внимание уделяется реабилитации солдат и офицеров, побывавших в «горячих» точках, - говорит Роман. – Открыто реабилитационное отделение при психиатрической больнице №1, всегда готовы придти на помощь и в поликлинике ветеранов по бульвару Славы, 1.

Несмотря на суровые испытания, Аптреев считает, что нормальные, здоровые парни обязательно должны послужить Родине на поле брани. Каждый год друзья-однополчане встречаются в разных городах России, вспоминают погибших боевых товарищей, помогают и поддерживают их матерей. Они отдали свой долг Родине, а вот перед собственной совестью – в вечном долгу.


Орджоникидзевский район
Молодежная политика
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA