Место отправки – Карламан

Гул моторов самолетов и выстрелы слышать Николаю Ратушняку довелось еще до войны, когда он проходил практику на границе с Румынией и Польшей, и здесь это было обычным делом. Но ту ночь 22 июня он запомнил на всю жизнь: привычные полеты приобрели другой оттенок

Гул моторов самолетов и выстрелы слышать Николаю Ратушняку довелось еще до войны, когда он проходил практику на границе с Румынией и Польшей, и здесь это было обычным делом. Но ту ночь 22 июня он запомнил на всю жизнь: привычные полеты приобрели другой оттенок.

Родился Николай Ратушняк на Украине в большом селе. Работал с 12 лет, а в 1940 году было объявлено об открытии трудовых резервов, так он поступил в ремесленное училище, а затем отправился на практику в городок Шепетовка. Здесь он ремонтировал оборудование на сахарном заводе имени Карла Либкнехта. 

- Со мной работал товарищ, дом которого находился не так далеко от городка, в 12 километрах, - вспоминает Николай Андреевич. – Жил он с матерью и на выходные часто приходил домой. В субботу, окончив смену, мы отправились к нему. Его мама нас уже ждала, наготовила вареников с творогом. Погода была отличная, и мы легли спать в сарайчике в саду, однако через несколько часов нас разбудила встревоженная мама: «Хлопчики, вставайте! Война началась».

Парни отправились в сторону завода, а с границы на повозках уже везли раненых. На заводе - митинг, город был блокирован – вокруг военные части. Было решено завод разобрать и направить в Башкирию. Адрес на эшелонах -«БАССР. Станция «Карламан». Работа кипела почти две недели под постоянными обстрелами и взрывами, рабочим помогали военные и обычные горожане. Проехав в последнем эшелоне 50 километров, Николай услышал взрыв – завод взорвали. Доехали до Льгова, где также разбирали сахарный завод. Оборудование отправляли по тому же адресу «Станция «Карламан».

- Уезжали мы с Украины, было тепло, а на Урале нас встретила холодная зима. До декабря я работал машинистом на спиртзаводе, а после отправили в Затон в ремесленное училище. Получив пятый разряд слесаря-инструментальщика, работал по специальности. Вскоре моим товарищам исполнилось 18 лет, и их пригласили в военкомат. Мне же не хватало пары месяцев до совершеннолетия. Я рвался с ними, но мне отказали. Тогда я упросил коменданта общежития подделать мне в справке возраст. Так, немного схитрив, я попал в Арзамас в военное училище. Через три месяца обучения (вместо положенных шести) мы стали проситься на фронт. Немец тогда уже прошел всю Украину и был нацелен на Сталинград, успешно добрался до города и начал хозяйничать, взяв в союзники итальянцев и румын. Нас научили хорошо стрелять, и мы успели изучить карту местности. Под Можайском была сформирована мотострелковая бригада, где я был рядовым минометчиком. Перед нами была поставлена задача: отрезать отступление немецких войск. Фельдмаршал Паулюс сдался в конце января, а четвертого февраля, уже после окончания боев, меня ранило и контузило.

В руке, словно неизлечимый отпечаток на память о тех днях, до сих пор находятся осколки. 18-летнего Николая отправили в Челябинскую область, где он лечился до июня. Однако путь на фронт с тех пор был ему заказан. Генерал сказал: «Иди, гуляй». А куда идти? Родная Украина в ожесточенных боях, дом разрушен. Паренек вернулся в Затон, чему несказанно обрадовался директор училища. В то время здесь обучались около полутысячи человек, а мастеров не хватало.

- Так и проработал здесь больше тридцати лет. Побыл и мастером, и преподавателем, и замполитом.

Николай Андреевич всегда готов помогать молодым: устраивает уроки мужества, рассказывает о войне и тактиках. Говорит, на таких встречах чувствует себя моложе.

- На войне было страшно, когда на твоих глазах умирают сверстники, по сути такие же мальчишки, которым бы жить и жить. Но страх был другой. Он заставлял идти вперед, не отступать, стараться перехитрить противника и выжить. Мальчишки в Музее Боевой славы часто расспрашивают меня о минометах и тактике боев.

Одна из самых распространенных называлась «кочующие минометы»: стреляли то из одного, то с другого места, вводя в заблуждение относительно того, где же находятся настоящие огневые позиции. Бойцы постоянно меняли их, и в обороне не приходилось подолгу засиживаться на одном месте.

В предпраздничные дни «график» у Николая Ратушняка загружен до предела: его ждут на уроки мужества, возложение цветов, многие просто желают поздравить с Днем Победы. И, несмотря на почтенный возраст, он не отказывается, охотно приходит в лицеи и школы, училище.

На парадном пиджаке Николая Ратушняка немало наград: орден Отечественной войны I степени, медаль «За отвагу», 15 памятных медалей. Он - Отличник профессионального образования РФ.


Ленинский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA