Память холодных дней

В Центре социального обслуживания населения «Доверие» чествовали участников прорыва ленинградской блокады и жителей Ленинграда, на которых выпала тяжкая ноша блокадных дней и ночей. Сегодня в районе проживает пять участников Великой Отечественной войны, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и 26 блокадников, жителей Ленинграда. В этот день им вручали памятные знаки «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», а городская администрация подарила каждому блокаднику теплый плед.

Теплый плед, душистый чай, уютная обстановка, добрые дружеские лица – и все же в этот вечер то и дело вдруг горло перехватывает предательский спазм и становится трудно дышать от нахлынувшего воспоминания: «Мамочка! Ты была права, что не отпускала меня на фронт. Впервые я тебя ослушалась. Тут очень тяжело, но мы с папой обязательно вернемся» - это письмо Вера Ивановна Баширова так и не смогла отправить в блокадный Ленинград.

Всю войну она его проносила в кармане гимнастерки и лишь после Победы дала прочитать его своей маме. Тогда они обе не могли удержаться от слез...

На памятном вечере в Центре социального обслуживания населения «Доверие» чествовали участников прорыва ленинградской блокады и жителей Ленинграда, на которых выпала тяжкая ноша блокадных дней и ночей. Сегодня в районе проживает пять участников Великой Отечественной войны, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и 26 блокадников, жителей Ленинграда. В этот день им вручали памятные знаки «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», а городская администрация подарила каждому блокаднику теплый плед.

Сегодня Вера Ивановна Баширова – председатель клуба «Фронтовые подруги». Война ее застала в Ленинграде студенткой второго курса техникума промышленного транспорта.

- Учеба сразу отошла на второй план, - вспоминает она. - Да и не до лекций было, ведь то и дело объявляли тревоги, шли бомбежки и обстрелы. Рыли траншеи, окопы, ставили противотанковые надолбы. А в городе начался голод, на человека выдавали 125 грамм хлеба и 26 грамм сахара, сейчас меня удивляет, когда внуки кладут в чашку по четыре ложки! Тогда нам поручили ходить по квартирам и составлять списки тех, кого не стало. Если в доме были маленькие дети, мы их забирали с собой. Как сейчас помню, зашли в одну квартиру, а на кровати бездыханное тело женщины, по которому ползает маленький ребенок и плачет. В другой картина еще страшнее - мать качала на руках мертвого малыша и говорила, что нам придется подождать, пока не станет и ее, чтобы земле их предали вместе.

Вскоре Вера Ивановна стала медсестрой военно-санитарного поезда 11-14. Именно тогдаона написала письмо маме, которое так и не решилась отправить адресату. На этом поезде она провела всю войну, была ранена и получила контузию. После демобилизации вернулась в Ленинград, где познакомилась с военным офицером, будущим супругом Василием Павловичем.

Невольным свидетелем тех страшных событий стала и Камила Юсуповна Чертова. Трехлетней девочкой после вывоза из блокадного Ленинграда она попала в список беспризорников и бездомных. Так ее определили в детский дом. Переживаний и трудностей на ее долю выпало много. После войны занималась любимым делом – стала вокалисткой, заслуженной артисткой РБ.

А 17-летний Махмуд Булатов попал в самое пекло боев за «коридор» в составе разведроты 311-й стрелковой дивизии. Он образовался в результате прорыва в январе блокады города на Неве войсками Ленинградского и Волховского фронтов. С Синявинских высот немцы просматривали и простреливали всю узкую полоску шириной 8-10 километров до берега Ладожского озера.

- А в январе 1944 года началось решающее наступление войск. В решении боевых задач, поставленных войскам Волховского фронта, протянувшегося на 300 километров от берегов Ладоги до озера Ильмень, предстояло участвовать и нашей 311-й стрелковой дивизии, - рассказывал гостям памятного вечера Махмут Мухаммадиевич. - С 18 января мы в составе 54-й армии западнее Новгорода вели наступательные бои в направлении Луги, и в результате ожесточенных сражений 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда и освобождена территория области.

За мужество и храбрость при выполнении заданий Булатов был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», орденом Славы III степени. Затем в составе все той же разведроты он с боями прошел Латвию, Белоруссию, Польшу. А свой военный путь завершил на Дальнем Востоке в боях с Японией.

Яков Захарович Хаит на фронт попал после окончания Смоленского артиллерийского училища. Одним из запоминающихся моментов войны для него стал обед для блокадников. Вывезенных по Дороге жизни отощавших ленинградцев тогда усадили за стол и дали борщ с хлебом. Блокадники набросились на еду, и чтобы их уберечь от заворота кишок, военным пришлось убрать хлеб. Ни до, ни после ему не приходилось видеть, как едят голодные люди. После войны бывший фронтовик пошел работать на Уфимский механический завод. Вскоре стал там заместителем начальника производства. А затем был назначен главным инженером в Конструкторско-технологическое бюро при Министерстве бытового обслуживания населения. Благодаря их разработкам внедрялось инновационное нестандартное оборудование для производства. Но и сейчас Яков Захарович - подтянутый жизнерадостный человек. Он преподает уроки истории в Народном университете третьего возраста при РГСУ.

Сегодня эти воспоминания до сих пор остаются одной из наиболее сильных скреп, удерживающих наши народы многонациональной России в одном мировоззренческом и цивилизационном пространстве, и, пожалуй, не случайно именно в эти дни горьких воспоминаний наши недруги так спешат ударить по ним. Не зря такой громкий резонанс в нашем обществе получила провокационная выходка телеканала «Дождь», который выступил с оскорбительным для памяти ветеранов опросом, где сомневались в их подвиге. Именно поэтому столь важна деятельность ветеранских организаций, Центра «Доверие», поддерживающих в нашем сознании огонек памяти о тех огненных и холодных днях блокады.


Советский район
Cоциальное обслуживание населения
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA