Бездомные - самая неприкаянная часть населения. Тем не менее, все они имеют право на жизнь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и уважение, - в этом твердо убеждена заведующая единственным в Уфе отделением социальной помощи лицам без определенного места жительства Татьяна Полоскова.
- Бездомные - самая неприкаянная часть населения. Тем не менее, все они имеют право на жизнь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и уважение, - в этом твердо убеждена заведующая единственным в Уфе отделением социальной помощи лицам без определенного места жительства Татьяна Полоскова. С этой категорией граждан она работает 18 лет и вместе с командой единомышленников (социальные работники, медсестры, нянечки, охранники) помогает обрести «второе дыхание» жизни сотням обездоленных людей.
- В феврале 1997 года в Шакше открылся Дом ночного пребывания, куда меня пригласил бывший коллега в органах милиции, - рассказывает Татьяна Ивановна. – Предложение не очень-то вдохновило, но так как я в тот момент осталась без работы, то для себя решила: мол, помогу с документами и подыщу другое место. Но задержалась надолго: специалист по кадрам, юрисконсульт, с 2003-го директор Дома ночного пребывания, спустя пять лет реорганизованного в Отделение социальной помощи лицам БОМЖ в составе МБУ «КЦСОН по Калининскому району».
Недавно мы побывали здесь. Вполне добротный одноэтажный дом, территория огорожена, благоустроена. В жару можно укрыться в тени деревьев, цветочными клумбами служат автошины. Внутри здание напоминает общежитие с несколькими комнатами, где и размещаются ночные клиенты.
- Вот кабинет первичного приема, - поясняет хозяйка заведения. - Здесь проходит регистрация, принимаются заявления. В санпропускнике медсестра осматривает на наличие педикулеза и чесотки, измеряет давление и выдает направление на анализы в поликлинику №12 (флюорография, кровь на сифилис, прививки от дифтерии, столбняка и кори).
После этого «клиенты» приходят на ночлег. Но перед тем, как заселиться, проходят санитарную обработку: помывка, стрижка волос, ногтей, бритье лица, дезинфекция одежды и личных вещей.
При поступлении каждому индивидуально на 10 дней выдаются постельные принадлежности, два полотенца, обувь и пижама.
- И сколько здесь можно находиться?
- 10 ночей подряд, но не более 30 в году бесплатно. Сверх этого заселение осуществляется на платной основе - 11 руб. 82 коп. за ночь.
- Как насчет питания?
- Вечером в будние дни наши подшефные получают горячий ужин из комбината школьного питания (за счет спонсора), а в выходные - продуктовый набор (из бюджетных средств): одноразовая лапша, картофельное пюре, пирожное или печенье и чай. Досуг до отбоя в 22.00 - книги, шашки, домино и телевизор. Подъем в 7.00.
- Ну, прямо как в пионерском лагере…
- До этого, конечно, далеко, но для бездомных людей вполне сносно. У нас даже есть «vip-клиент» - Вячеслав Михайлович. В 1997 году он был первым, кто к нам заселился. И вот спустя много лет вновь обратился за помощью.
С Украины приехал, хотел здесь дом купить, а когда приехал, тут жильцы живут, вот он так и скитается. В 1997-м был и в этом году опять появился.
Сложная судьба и у Анатолия Анатольевича:
- Попал сюда из 13-й больницы, где лечился после множественных ножевых ранений, а вот теперь ноги не ходят. Документы восстановили, но группу по инвалидности оформить пока никак не получается. Спасибо, сотрудники отделения помогают.
Слова благодарности в их адрес мы услышали и от проживающих здесь Елены Мулиной и Наили Юсуповой. Не скрывая слез, они вспоминают, как остались без крыши над головой, скитались без документов. А сейчас есть где временно пожить, и пенсию назначили, отсюда их путь – в интернат для инвалидов и престарелых.
В рабочем кабинете мы застали специалиста по социальной работе Наталью Сироткину, которая занимается восстановлением паспортов, СНИЛС и других документов.
- То, чем я занимаюсь, очень важно! Ведь далеко не все наши подопечные деградировали. Получив документы, они устраиваются на работу, снимают жилье, а кто-то налаживает и личную жизнь.
- В нашем обществе отношение к бомжам негативное. Некоторые даже считают, что таких людей нужно просто собрать в кучу: дескать, меньше проблем и расходов.
-Это же - резервация, - возмущается Татьяна Полоскова. - Всем нам жизнь и испытания всевышнем даны, кто-то проявляет малодушие и не в силах справиться с тяготами. Если еще и мы отвернемся от этих людей, то просто перестанем быть правовым государством и не будем людьми в душе. Нельзя отталкивать человека, как бы он не оступился. Кстати, половина получателей наших услуг были обмануты черными риэлторами.
Помню, как несколько лет назад к нам обратилась семья погорельцев с пятерыми детьми – мал-мала меньше. Приехали из Томска к брату в надежде временно пожить. Но получилось так, что к тому моменту он продал квартиру и выехал на Север, адреса не оставил. Детей мы определили в приют, а супруги полгода жили у нас, пока не восстановили документы. Потом они переехали в Кушнаренково, устроились на работу и уже дом построили. Всему нашему коллективу прислали большое благодарственное письмо.
Вот так в повседневных заботах о людях, оставшихся без домашнего уюта, поддержки родных и близких, живут и трудятся сотрудники Отделения социальной помощи лицам без определенного места жительства - поистине милосердное дело.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?