«Я сразу подумал, что все это плохо кончится, а потом махнул рукой, - рассказывает Женя. - Друзья убедили, что стащить аккумулятор из машины сможет любой, если не трусить и не оставлять следов».
В итоге «друзей» поймали с поличным: двоих задержали на месте, а Женя хоть и успел бежать, был застигнут дома. Но не улики выдали его сотрудникам полиции, а товарищи. Теперь 14-летний юноша хорошо знает цену той дружбы, равно как и дорогу к зданию Орджоникидзевского суда, который он посещает каждую неделю… не из-за того, что процесс затянулся: вместо вынесения приговора за покушение на кражу группой лиц (ст. 30 ч. 3 и ст. 158 ч. 1), здесь занялись его перевоспитанием.
- Большинство подростков, чьи уголовные дела рассматриваются в суде, из неблагополучных, проблемных семей или они являются сиротами. Они часто совершают необдуманные поступки, которые могут испортить им жизнь. Поэтому, прежде чем отправить их на скамью подсудимых, мы проводим беседы: пытаемся понять, что именно заставило совершить правонарушение. Наводим справки об условиях, в которых они растут и воспитываются. Только после этого мы предпринимаем меры. В данном случае ограничились воспитательным воздействием, - говорит судья Ольга Сыртланова.
- Женя – неплохой парень, но он легко попал под влияние более опытного и взрослого приятеля, у которого уже был условный срок. А зачем нам пополнять ряды судимых? У подростков гораздо больше шансов исправиться без этого клейма, - отметила помощник судьи Азалия Зайнуллина.
В первую очередь ребятам помогают разобраться в ситуации.
Пришла бы Жене в голову идея украсть аккумулятор? Скорей всего, нет. А попытка товарищей научить его «плохому», к счастью, обернулась уроком: быть более избирательным в общении.
Таков основной принцип работы ювенальных юстиций (лат. юношеского правосудия): не наказать, а дать возможность реабилитироваться, в некоторых случаях даже защитить от пагубного влияния. Напомним, что специально для этого в 2012 году в штат Орджоникидзевского суда была введена должность помощника с функциями социального работника. С тех пор подход к несовершеннолетним правонарушителям стал более индивидуален.
Два раза в неделю в здании суда проводятся групповые занятия с психологами из различных благотворительных фондов. Для этого выделили специальные кабинеты с говорящими названиями: комната примирения и комната психологической коррекции.
Здесь же нам удалось пообщаться с Максимом, который получил условный срок по ст. 228 за хранение и употребление наркотиков. Ранее парень к уголовной ответственности не привлекался, «приняли», когда тот находился в бессознательном состоянии под действием спайса.
- Просто решил попробовать, - пожимает он плечами. – Достать этот наркотик через соцсети нетрудно…
Сейчас Максим продолжает учиться на слесаря. И хотя профессия не представляет для него особого интереса, уже нашел достойное применение своему бойкому характеру.
- Раньше увлекался боевым самбо и даже занимал призовые места на республиканских соревнованиях, - рассказывает Максим. – И вот решил вновь вернуться в спорт: записался в секцию по тайскому боксу. Думаю, что после двух лет усиленных тренировок можно будет драться в клетке, то есть участвовать в боях без правил.
- Очень хорошо, что дети приходят сюда, и нам удается как-то занять их, а иногда даже заинтересовать. Ведь у большинства из них нет увлечений, хобби… А проблема чаще всего кроется именно в отсутствии интереса к окружающему, - говорит психолог из благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергей Головкин. – Правда, этим нужно заниматься с раннего детства, в то время как к нам приходят в основном подростки от 14 до 17, у которых уже сформировались определенные стереотипы. Переубедить их бывает очень трудно.
К сведению:
В течение первой половины 2017 года Орджоникидзевским судом было рассмотрено 15 уголовных дел в отношении 17 несовершеннолетних лиц. Контроль ведется за 18 подростками.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?