Каждый год на День Победы Нина Трофимовна ездит в Москву, на Поклонную гору. Хотя все меньше остается участников войны, она и в этом году не теряет надежды повидаться с однополчанами из 41-й Краснознаменной ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии – из той, с которой дошла до Берлина.
Родилась Нина Голубева на Смоленщине. Отец работал лесничим, жили на хуторе. В семье шестеро детей – четыре дочери и два сына. Учились в школе – ходили в соседнюю деревню за два километра. Помогали по хозяйству маме. Летом бегали купаться, с ребятами лазили за яблоками в бывший помещичий сад.
- Перед войной дом перевезли в райцентр на станцию Ново-Догино, – рассказывает Нина Трофимовна. - А вскоре призвали в армию отца. В 41-м я закончила восемь классов. Длинные дни летних каникул проходили своим чередом, и вдруг как гром среди ясного неба: война! Сразу появились огромные очереди за хлебом и другими продуктами. Еще недавно тихий райцентр стал походить на растревоженный улей, люди куда-то спешили, старались уехать на восток. Потом появились военные. Рядом с нашим домом установили зенитку. Первое время было спокойно, а потом начались бомбежки. У нас все стекла повылетали, даже дверь с петель сорвало. Во время налетов прятались в канаве. Было очень страшно: рушились дома, гибли люди. Тогда мама решила, что надо уходить. Собрали вещи и отправились в путь. Километров сто, наверное, прошли, остановились в деревне Головино. Однажды слышим шум моторов, крики – немцы! Так мы оказались в оккупации. Но страшнее всего было то, что немцы, отступая, начали угонять в Германию молодежь. Забрали и меня. Во время ночевки в одной из деревень несколько человек решили бежать. Дождались, когда часовой отойдет подальше, и поползли под колючей проволокой, увешанной консервными банками. Как назло, кто-то зацепился… Немцы открыли огонь, однако нам удалось добраться до крутого берега реки и спрятаться под обрывом. Вскоре мы очутились у партизан.
В бой нас, девчонок, не посылали, но на разведку в окрестные деревни мы ходили. Через некоторое время партизаны встретились с подразделением наступавшей Красной Армии. Вместе с подружкой стали просить, чтобы нас оставили на фронте. Наша настырность взяла верх - нас направили в учебный батальон, переодели в военную форму, выдали карабины, обучили стрельбе. После учебы оказалась в отдельной 611-й роте связи 41-й стрелковой дивизии.
Дежурила на коммутаторе: если случался обрыв провода, выходила на линию. Найдешь повреждение, зачищаешь провода, скручиваешь их и обматываешь изолентой. Проверяешь: работает! И на душе легче становится, несмотря на огонь противника. Боишься, но все равно идешь: понимаешь, что в бою без связи беда. Под бомбежкой не единожды была, раз пуля буквально в сантиметре от щеки просвистела, но за всю войну не получила ни одного ранения. Другим везло меньше. Так, от пули немецкого снайпера погиб командир роты Коротин: при форсировании Одера снаряд попал в лодку связистов…
Боевой путь сержанта Голубевой можно проследить по благодарностям от имени Верховного Главнокомандующего: в сентябре 1944-го – за участие в освобождении города Хелм, в январе 45-го – за отличные боевые действия при прорыве обороны немцев южнее Варшавы, 23 апреля – за прорыв обороны противника на берлинском направлении, 2 мая - за участие в боях по окружению и ликвидации группы немецких войск юго-восточнее Берлина.
А историю дивизии начал было писать муж Нины Трофимовны Александр Константинович, но, к сожалению, не суждено ему было довести начатое до конца. Познакомились же они в 1943 году, когда он командовал ротой автоматчиков. Дважды был ранен, после окончания войны служил в Группе Советских войск в Германии. А Нину Трофимовну демобилизовали.
Посвятив себя детям и мужу, Нина Трофимовна находила время и для общественной работы в женсовете, и для занятий в хоре, и для спорта.
Поколесив по гарнизонам ГДР и Советского Союза, Климовичи осели, наконец, в Уфе. Александр Константинович возглавил военную кафедру в БГУ, а Нина Трофимовна так и осталась главной на домашнем фронте. Энергии хватало и на общественную работу, и на занятия в ветеранском хоре фронтовых подруг Дворца кудьтуры химиков.
- С хором и нашим замечательным руководителем Галиной Валентиновной Хомич мы объехали всю республику, выступали в воинских частях, санаториях, - рассказывает Нина Трофимовна. - Ездили с концертами в Минск, Волгоград, Ленинград... Участвовали во Всесоюзном телевизионном конкурсе «Товарищ песня». Сейчас на сцене мы уже не выступаем, но когда собираемся (за 30 лет дружбы мы стали как одна семья), без песен не обходится, хотя голоса уже не те.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?