НЭРы: изумрудный город или отложенный старт нового градостроительства

Последние 30 лет в российском обществе ведется множество споров об урбанизме. Многие, посвященные в тему, вспоминают споры урбанистов и дезурбанистов 1920-х — 1930-х гг, дискуссии о городе 1940-х — 1950-х, поисковые проекты позднесоветского периода.

Тема сегодняшнего материала - проект группы НЭР (Новый элемент расселения), разработанный на рубеже 1960-х, своего рода образец европейского неоавангарда 1960-х годов, в основе которого попытки гуманизировать модернизм. Речь идет об идее группы студентов Московского архитектурного института (Государственной академии) о создании схемы идеального города будущего, попытках найти такую структуру расселения, которая позволит создать «мир, принадлежащий всем и каждому, мир, исполненный логики и уважения к человеку».

Подробное описание новой градостроительной концепции разработчики изложили в книге-манифесте «Новый элемент расселения. На пути к новому городу», вышедшей в печать в 1966 году, которая детально описывала размер и форму города, социальные проблемы, городские центры, центры обслуживания, виды жилья, школы и детские сады и стиль городского дизайна.

По мнению архитекторов НЭР, современный город должен быть ограничен в размерах до 200 тыс. жителей. В случае необходимости должен быть построен новый элемент расселения (новый город).

Схема НЭРа была похожа на транзисторную схему: в геометрическом центре города размещался общественный центр. По четырём сторонам света от главного центра — общественные центры районов, вокруг которых - жилые комплексы. В угловых частях города — школьные и спортивные комплексы, по их краям веером размещались жилые блоки школ-интернатов. По периметру НЭРа проходила основная, обслуживающая город, автодорога. В центральной части проектировалась кольцевая линия внеуличного скоростного транспорта.
К зданиям жилых блоков примыкали детские сады и обслуживающие помещения. При этом, все пластические архитектурные элементы должны были размещаться не на фасадах зданий, а в пешеходной зоне.

В своей модели экономико-географического региона инициаторы проекта выделяли три основные функциональные зоны: зону промышленного и сельскохозяйственного производства, научные центры, жилую зону (селитьба). Зоны промышленности, включая зоны потенциального роста промышленности, были отделены от зоны жилья, примыкающей к зоне сельскохозяйственного производства и зоне «свободной природы». А научные центры, например, объединение научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, лабораторий, высших учебных заведений и библиотек, приближены к зоне жилья. 

Проект НЭР предполагалось применить в качестве одного из новых городов на р. Чулым, возле с. Критово (Боготольский район Красноярского края).

Идеи НЭРовцев развивались в течение последующих десятилетий, распространились в градостроительную практику и научные доктрины, звучали на мировых выставках и изданиях на многих языках. Вместе с тем, их считали утопичными: проведение столь масштабной реконструкции жизни было трудно осуществить в условиях экономики страны, в которой большая часть проживала в «коммуналках». Тем более, при масштабировании до размеров планеты: разложить мир на части, а потом собрать, как мозаику, улучшив «хорошие» части и дистанцировав «плохие». 

Хотя сегодня в мире есть примеры таких градостроительных некоммерческих историй. Например, в Европе существуют пространственные образования, где с жильём и школами соседствуют музеи и галереи, мастерские, творческие или научные резиденции, рядом располагаются ясли и дома престарелых. 

Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA