Мир через Культуру

В выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова состоялось открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность», приуроченной к Году Культуры. В ней представлены фотодокументы, редкие фотоматериалы, освещающие Пакт Рериха, а также фотографии памятников культуры и архитектуры Башкортостана, требующие охраны и защиты.

Мир через Культуру

В выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова состоялось открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность», приуроченной к Году Культуры. В ней представлены фотодокументы, редкие фотоматериалы, освещающие Пакт Рериха, а также фотографии памятников культуры и архитектуры Башкортостана, требующие охраны и защиты.

Пакт Рериха – Международный договор, призванный защищать движимые и недвижимые ценности культуры в мирное и военное время. Символом Пакта является Знамя Мира: «на белом фоне три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения». Сам Николай Константинович Рерих часто сравнивал этот символ Знамени Мира с символом Красного Креста, который пробудил в людях чувство сострадания и напомнил миру о гуманизме. Знамя Мира, в свою очередь, направляя мысль человека к пониманию творчества, красоты и знания, служит развитию и обновлению жизни. Оно вносит «стимул уважения ко всему, что создает эволюция человечества».

Н.К. Рерих пришел к таким выводам не сразу. Началом широкой общественной деятельности в защиту памятников культуры для Николая Рериха стало предпринятое им путешествие по древним городам России в 1903 – 1904 годах. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…» - писал Рерих в своем дневнике.

Великий русский художник, философ, ученый, археолог, общественный деятель, неутомимый исследователь Николай Константинович Рерих, озабоченный состоянием памятников культуры в России, неоднократно выступал в Императорском Археологическом обществе в Санкт-Петербурге с докладами о плачевном состоянии исторических памятников. В опубликованных им статьях, очерках, звучал протест против сносов памятников культуры, поднимались проблемы недобросовестной реставрации, ведущей к искажению обликов произведений искусства.

С началом русско-японской войны 1904-1905 годов Николай Рерих говорит о необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время военных действий. В 1914 году с этой же идеей он обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции. В это время художник создает плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение Реймского собора во Франции и Лувенской библиотеки в Бельгии.

В 1915 году Рерих обращается к императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, который, к сожалению, тогда не получил должной поддержки.

В конце 1920-х годов Н.К. Рерих, неутомимо продолжая свою деятельность в этом направлении, в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук парижского университета Г.Г. Шклявером публикует проект Пакта на нескольких языках. В Нью-Йорке, Париже и Брюгге создаются Комитеты Пакта и Знамени Мира для поддержки и продвижения идей Пакта. Многие деятели культуры горячо поддержали Пакт Рериха, среди них достаточно назвать такие имена, как: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Альберт Эйнштейн.

В 1931 году г. Брюгге (Бельгия) состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, на которой был разработан план пропаганды идей Пакта. Через год, в 1931-м там же прошла Вторая международная конференция, где было принято решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. В работе конференции приняли участие представители из 22 стран мира. Третья Международная конференция состоялась в Вашингтоне в ноябре 1933 года. Она была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.

Впервые Пакт Рериха – «Договор об охране художественных и научных учреждений, и исторических памятников» был подписан 15 апреля 1935г. в Белом Доме, Вашингтоне в присутствии президента Рузвельта и 21 государствами при участии наблюдателей из европейских стран.

После Второй мировой войны деятельность международной общественности в защиту Пакта активизировалась, и впоследствии его основные положения легли в основу Гаагской конвенции 1954 года: «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Эту конвенцию в Гааге подписали представители нескольких десятков европейских стран, в том числе и Советский Союз. Международные конвенции в дальнейшем проводились в 1999 году в Гааге, в 2003 году в Париже на 32-сессии Юнеско, в 2004 – в Сеуле. Однако они были приняты с оговоркой, что защита культурных ценностей может быть снята в исключительных случаях, например, из-за неизбежной военной необходимости. Непоправимые последствия этих оговорок, мы наблюдаем во многих государствах, где шли или ведутся военные действия: в Афганистане, Югославии, Ираке, Украине.

Данная выставка будет проходить во многих городах России и мира. Безусловно, наше участие в предъюбилейной акции Пакта Рериха и Знамени Мира в год Культуры является особо значимым событием в жизни Республики Башкортостан. Это своего рода и наш призыв к Миру, созиданию, культуре, сохранению истинных сокровищ.

Николай Рерих писал: «Пакт именно призван помешать военным действиям, так как война является человеческим безумием по своей природе». Он был убежден, что со временем люди вернуться к гуманистическим идеям Пакта, так как не сможет человечество процветать без знания и величия культуры, «Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему…. Там, где культура, там и мир, там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в коей мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры».

Будущий мир – это мир через Культуру без войн и разрушений. Мир, в котором духовность, красота, знание поставлены во главу угла жизни.

«Красный Крест необыкновенно возвысил Швейцарию в глазах всего мира», - отмечал Рерих. Было бы замечательно, если бы Россия, подхватив идеи нашего великого соотечественника, понесла бы идеи сотрудничества между странами не только в области экономической, военной стратегии, но и в области Культуры в ее широком понимании, взяв за основу Пакт Рериха и Знамя Мира, несущие миротворческие, гуманистические, объединительные, охранительные идеи.

 

 


Орджоникидзевский район
Культура
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA